Аудит налоговых рисков
Проведение аудита налоговых рисков
Цель проведения аудита налоговых рисков – выявление и оценка рисков, которые могут явиться причиной для проведения выездной налоговой проверки, привлечения доверителя к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки, основанием для проведения предпроверочного анализа и вызова на комиссии по легализации налоговой базы.
Все риски оцениваются исходя из вероятности их наступления, суммы возможного доначисления, размеров штрафа и пеней, региональной и отраслевой судебной практики за последние три года.
Задача аудита – предоставить доверителю полную и объективную информацию для принятия решений. Результат работы оформляется в виде письменного юридического заключения.
Налоговый аудит проводится для выявления и оценки возможных рисков предъявления претензий налоговыми органами, а также предотвращения негативных последствий оптимизации организации или группы компаний, в том числе обязательно проверяются признаки получения необоснованной налоговой выгоды, правильность выбора системы налогообложения, документооборот, правомерность использования налоговых ставок и льгот, полнота уплаты налогов, их отражение в учете и отчетности.
В отличии от аудиторских проверок, целью аудита является не только выявление ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности, а комплексная оценка налоговых рисков компании с использованием алгоритмов. Также выявляются риски привлечения к гражданской, уголовной, субсидиарной ответственности, образования задолженности перед бюджетом и контрагентами. В некоторых случаях аудит проводится за период с момента постановки на налоговый учет компании (в том числе для выявления исторических рисков группы компаний, ранее проведенных мероприятий налогового контроля, соблюдения процедур одобрения сделок и т.д.).
Оценка производится с расчетом вероятности их наступления, суммы возможного доначисления налогов, размера пени и штрафов. Учитываются данные отраслевой и региональной судебной практики, за последние три года. Задача аудита – дать доверителю объективную, полную информацию о правильности или неправильности исполнения им налоговых обязательств и существующих рисках. Результаты аудиторского исследования оформляются письменно в виде юридического заключения.
Налоговый аудит - комплекс мероприятий
- Анализ деятельности предприятия, выявление налоговых рисков,резервов для оптимизации. Получение от доверителя информации об особенностях бизнес-процессов, причинах возникновения налоговых рисков.
- Проверка бухгалтерской, налоговой отчетности, договоров, первичных документов и прочей документации за последний период (месяц, квартал, год, три года). Сопоставление их с управленческим учетом компании.
- Проверка правильности формирования базы для налогообложения, правомерность и обоснование применения льгот и методов оптимизации, их соответствие НК РФ и судебной практике. Анализ контроля за проявлением должной осмотрительности, согласования договоров, отчетности.
- Подробный отчет, в котором указываются все недочеты, дается их суммарная оценка, приводятся профессиональные рекомендации по их снижению или полному исключению.
- При необходимости - составление специального отчета для руководителя, в котором недочеты представлены в сводной таблице, кратко описаны их последствия, даны рекомендации.
Налоговый аудит проводят только налоговые консультанты с опытом работы не менее 5 лет. Передача аудита на аутсорсинг после согласования всех условий его проведения – оптимальный вариант предотвращения налоговых рисков.
Отчет содержит проверку правильности бухгалтерской отчетности, корректность внесения данных в налоговые декларации, анализ налогового учета, своевременности перечисления платежей, а также суммы доначислений в результате ошибок, нарушения законов, либо переплаты. Также в отчете содержаться рекомендации по нивелированию выявленных налоговых рисков, корректировки договоров, подготовки дополнительных писем, актов и т.д.
Аудит осуществляется в следующем порядке
- проведение консультации с доверителем, с целью обсуждения имеющихся и потенциальных доначислений ФНС;
- запрос документов, включая декларации по всем налогам за последние три года, оборотно-сальдовые ведомости с расшифровками, балансы, КУДИРы (для УСН), регистры по налогу на прибыль, типовые внешние и внутригрупповые договоры с образцами первичных документов, полученные требования НО, копии допросов, протоколов комиссий по легализации налоговой базы, все договоры и первичные документы по взаимодействию со сорными контрагентами. Полный перечень запрашиваемых документов, определяется экспертами КР, исходя из ситуации доверителя;
- при необходимости и согласовании с доверителем – проведение опросов сотрудников;
- подготовка письменного юридического заключения, включающего полный и подробный анализ: расчет возможных доначислений, размер штрафов и пеней, анализ возможности проведения налоговой реконструкции, региональную судебную практику и практику Верховного Суда РФ по аналогичным спорам, не старше трех лет;
- презентация письменного юридического заключения доверителю, ответы на вопросы, обсуждение способов нивелирования рисков (в случае их выявления и экономической целесообразности предотвращения).